Доброта — это долговидная разумность
Недавно отследил, что доброта, которой вроде бы учат детей с песочницы — это совсем не то, чему учат. Ребёнку говорят: "Дай лопатку мальчику, не будь жадиной, будь добрым". Правильно ведь говорят? Но если бы у этого же поучающего взрослого другой незнакомый человек попросит поиграть в его смартфон, он сам неожиданно станет жадиной. И я его понимаю. Так что же это за чудесная доброта?
В случае с лопаткой взрослый оценивает риски и понимает, что с большой вероятностью её не украдут, не сломают, вернут в целости и сохранности. А даже если нет, то не будет большой проблемой купить новую. И поэтому нет большой проблемы дать другому ребёнку поигать. Более того могут быть выгоды, что получится совместная игра, или в будущем можно будет попросить какую-то другую игрушку у этого ребёнка. Более того повысится шанс взять игрушку у другого ребёнка, если будет общая культура спокойного отношения к обмену игрушками. И вот такую логическую конструкцию запихивают в фразу "не будь жадиной, будь добрым".
Такое упрощение можно понять в случае с трёхлетним ребёнком. Но сразу ясна неуместность унижения: незачем называть ребёнка жадиной за то, что он ещё не в состоянии быстро прокрутить в голове аргументы предыдущего абзаца. Самое же удивительное, что и возрасте сильно больше 3-х лет аргументация про доброту остаётся на том же уровне: просто ты плохой, если не делаешь то, что мы назвали добротой. Доброта же — это разумность в оценке последствий своих действий, в том числе с учётом долгосрочной непрямой выгоды. На примере с песочницей это улучшение культуры обмена игрушками. Это очень выгодно всем. И для создания такой культуры нужно вкладываться (т.е. немножко терять) сейчас, чтобы получать блага позже. Это стратегически выгодно.
Мне могут возразить, что доброта это совсем другое, что это самопожертвование, это возвышенное чувство, а не холодный расчёт. Да. Всего просчитать нельзя. Делая что-то для общего блага, мы не можем быть уверенными, что к нам вернутся результаты в том виде, как мы бы хотели. Тут нас поддерживают позитивные чувства. Доброта подразумевает определённое умонастроение, веру, что доброжелательные действия приведут к хорошему долгосрочному результату. Для умонастроения не нужен расчёт. А вот, чтобы результат был, расчёт нужен.
Если приятель просит у тебя денег, то добрые чувства предполагают, что нужно обязательно дать. Но один эти деньги потратит на выпивку и увеличение жизненных проблем, а другой пустит в хорошее дело. Причём первый скорее будет давить на чувство доброты. Но разумнее дать денег второму. И это будет по-настоящему добрый поступок.
Ребёнок может слезно просить сладостей, но совсем не добрым поступком будет идти у него на поводу. Нужно просчитывать дальнейшие варианты. Уметь объяснять свою позинию, находить компромисные варианты. Это совсем не то же самое, что быть просто "добреньким".
Нет никакой однозначной доброты, не всегда хорошо "делиться своей лопаткой". Часто от такого упрощённого понимания хуже и тебе и окружающим. Доброта — это разумность. Разумность нужно оттачивать, наблюдая развитие жизненных ситуаций (у себя, знакомых, в книгах), лучше понимая себя и людей. Только с разумом добродушное умонастроение будет действительно полезным.